?

Log in

No account? Create an account
MADE AT HOME
Дети и помощь по дому.  
17th-Mar-2016 07:09 pm
Я сегодня хочу поговорить об обязанностях детей по дому, по хозяйству! В комментариях очень прошу написать что ваши дети делают полезного для семьи - делают систематически, изо дня в день и знают что это их обязанность. Как вы к этому шли, как их приучали помогать по дому или не было необходимости приучать, они и сами все это с удовольствием делали всегда? Делитесь своим опытом!

Сразу напишу что кому-то мой пост покажется глупым, кому-то жестким, кому-то надеюсь полезным)) Пишу все это исходя из нашего опыта и нашей семейной ситуации. Никому ничего не навязываю и ни к чему не призываю)) Напротив мечтаю получить какой-то отклик и полезные советы! Может чем-то интересным поделитесь на этот счет, чего я не знаю и о существовании чего не подозреваю. Методика волшебная какая-нибдудь может есть...





Я в последнее время почувствовала что просто зашиваюсь по дому и мне реально не хватает ни времени, ни сил, ни энергии ни на что другое, а мне же хочется! Хочется не только уборки и готовки, но и творчества, киношек, какой-никакой самореализации, плюс мне нужно время на учебу и на себя. Короче поняла я , что дети наши обнаглели)))А я устала! Надоело)
И еще поняла что этот момент у нас упущен - нужно все таки с малолетства их вовлекать в уборку и помощь по дому, а не только развлекухи, прогулки, занятия и подобное. Нужно охватывать все сферы жизни!
Ясное дело, что всему свое время и сразу они не смогут сделать идеально и так, как это сделаем мы, взрослые, но подобне мысли - это самая распространенная причина того, что мы, мамы, откладываем привлечение детей к помощи по дому, а в какой-то момент начинаем с них требовать. Но парадокс в том, что они просто к этому не привыкшие и с каждым годом приучить их к тому, что помощь по дому это такая же их обязанность, как и родителей, становится сложнее.
Предлагаю вам квест))) По эксплуатации детской рабочей силы)))

- как известно на укрепление привычки уходит определенное время. Мне кажется у всех это индивидуально, но в среднем 1-2 недели, но после надо все время поддерживать закрепленный навык и контролировать себя (ну или в нашем случае детей) Ненавязчиво контролировать, замечу.

- начинать приучать следует постепенно и не следует ждать, что в одночасье наши дети поменяются и начнут выполнять все , что мы от них ждем или что мы у них просим.

- я предлагаю написать список тех дел и обязанностей, которые мы хотели бы делегировать детям. И мягко, предлагаем ребенку регулярно выполнять один из пунктов списка, исходя из характера, возраста, пола ребенка, уровня развития и потребностей мамы. Список у каждой мамы должен получиться свой.

- когда прочно закреплен первый пункт добавляем второй. Для этого мы и сами должны быть последовательны. Иногда нам проще быстренько сделать то, к чему мы приучаем ребенка, но нужно держать себя в руках)) Самой себе лишний раз напомнить о своей цели и придержать работу для ребенка, а самим в этот момент заняться СВОИМИ делами!

- с детьми очень хорошо работают всякие календари дежурств, списки дел, система плюсиков и минусиков (моим сам факт плюсика важен и является поощрением). Можно подключить что-то из этого, если туго идет.

- наша задача каждый из пунктов довести до автоматизма, чтобы дети без напоминаний, если видят область своих обязанностей не в должном виде, приводили в порядок.

Конкретно мой список (писала его быстро и возможно позже дополню):

1. раскладывать продукты по местам, после похода в магазин
2. вытаскивать посуду из посудомойки и наполнять ее,если в этом есть необходимость.
3. мыть посуду в определенные дни (график дежурств)
4. сервировать стол (скатерть, посуда, приборы, салфетки и т.п.)
5. убирать за собой после приема пищи (уносить тарелку и чашку в раковину, при необходимости вытирать свое место)
6. ставить на плиту чайник
7. помощь в приготовлении пищи
8. выносить мусор (с определенного возраста)
9. следить за растениями
10. подметать
11. вытирать пыль
12. уход за домашними животными (кормить, менять воду и убирать туалет)
13. сортировать белье перед стиркой на цветное и светлое и запускать стирку.
14. развешивать мокрое белье после стирки, если у вас для этого все приспособлено.
15. следить за своими вещами (складывать, сортировать и раскладывать по местам в шкафу) - с этим у нас беда((((
16. убирать игрушки после игры


Что еще можно делать, в картинках теперь:

мыть окна изнутри, зеркала и стеклянные поверхности


если вы живете за городом или у вас есть огород, то запросто можно привлекать помогать детей в этой области


загородом вообще можно их очень увлекательно и с пользой для семьи привлекать к много чему


сгребать снег и расчищать дорожки, подметать листья после осени и весной


ухаживать за домашними растениями - опрыскивать, поливать и протирать листочки от пыли






мыть посуду
Comments 
17th-Mar-2016 06:22 pm (UTC)
С 15 пунктом у меня до сих пор беда.))))))))Мне кажется,только у перфекционистов может быть все всегда на своем месте и убрано.
Мама со мной боролась разными способами,обычно радикальными-все вещи из шкафа выворачивала на пол и мне приходилось все складывать аккуратно.Или со стола все в кучу...Я не осуждаю.Наверное,и саму бы меня это бесило...
18th-Mar-2016 05:39 pm (UTC)
Я сейчас себя сама дико контролирую в плане разбора одежды и чтоб держать ее в порядке. Самый простой способ иметь ее ограниченное количество. Но так неинтересно)
17th-Mar-2016 06:42 pm (UTC)
Очень правильная тема!) Согласна, что дети должны быть участниками ежедневной жизни семьи, со всей её рутиной. Им это и самим интересно. Главное, не загасить этот интерес, требуя делать "из-под палки".
Мила (ей 4,5) сейчас у меня осваивает навыки самообслуживания. Одеваться самостоятельно полностью, находить вещи в шкафу и класть их туда, умываться и т.д. Планирую использовать тут "лайфхак" от Гипенрейтер: повесить на стену плакатик с очередностью действий, что нужно сделать с утра (чистим зубы, застилаем кровать, переодеваемся и т.д.).
Когда я убираюсь, она сама просится помочь, я никогда не отказываюсь. Систему плюсиков и минусиков введем обязательно, я уже по занятиям вижу, как ей нравится получать поощрительные наклеечки)
Задумалась о посуде. Пора начинать по-взрослому уже мыть, думаю) И про раскладывание продуктов по местам хорошая идея.
18th-Mar-2016 05:41 pm (UTC)
Нет, из под палки конечно не метод! Важно чтоб им в кайф было это, но вот с Гошей я считаю что я припозднилась, а Тася не отказывается никогда помочь. Ну ладно)Редко, но бывает отказывается))) Гоша помогает только под настроение и от этого мне обидно) У меня ведь тоже не всегда есть настроение убираться. Хочется жить без генеральных уборок, а чтобы они сразу за собой все убирали.
17th-Mar-2016 07:08 pm (UTC)
У нас список дел похожий. Только нет домашних растений и животных.
Ещё правило - если дети предлагают помощь сами - никогда не отказываюсь, хотя зачастую проще сделать самой что-то, да и быстрее и качественнее. Но, не хочу отбивать желание.

Сейчас часто езжу по делам и пишу сыну записки с просьбами - почисть овощи, помой полы, и тд, хотя могла это сделать сама, но специально не делаю, а делигирую, так сказать, полномочия ))
17th-Mar-2016 09:01 pm (UTC)
Здорово про записки! Спасибо за идею!
17th-Mar-2016 07:19 pm (UTC)
Какие замечательные идеи! У меня нет детей, но я морально к ним готовлюсь и это один из пунктов - приучение к труду - о котором я периодически задумываюсь. Меня саму с детства мама приучила делать почти всё из вашего списка, только полы помыть иногда приходилось просить дважды, а остальное я делала как штык. Кстати, надо узнать у мамы, какими методами она руководствовалась..
Кстати, я у вас узнавала, как вы швейную машину за границу перевозили. Сегодня мне удалось её вывезти без коробки, замотанную в 3 слоя пупырчатой плёнки в ручной клади. :)
19th-Mar-2016 07:47 pm (UTC)
Тасе на фото год с небольшим) Но она сейчас с удовольствием моет посуду, правда не систематически. Меня в детстве тоже много к чему приучали, но с любовью мою посуду и работаю в огороде, собираю ягоды, хотя раньше все это воспринимала как повинность. Мне всегда казалось что я мало очень гуляла, в сравнении с другими детьми, на что мне бабушка говорила что они дачники и у них нет забот, а у нас свой дом, где много работы. Сейчас понимаю что она отчасти была права, но мне было дико обидно)
17th-Mar-2016 07:21 pm (UTC)
Кстати, у меня есть такие же фото меня года в 4, стоящей на табуретке и моющей посуду))
17th-Mar-2016 07:22 pm (UTC)
Да, это тема прекрасная и актуальная )
Но у нас пока все это провисает, хотя я ни в коем случае не хочу вырастить беспомощного мальчика. Но пока еще я даже не привыкла, что он сам, без напоминаний, чистит зубы, моет ноги, расчесывается - короче, обслуживает себя сам и без уговоров )
Приучаю его убирать за собой со стола, прошу помочь мне отнести тарелки-приборы, если мы едим в комнате, а не на кухне (или на даче в саду), следить за цветами, не раскидывать носки, а относить их в стирку, вешать форму на плечики, складывать одежду в комод. Все это пока, конечно, только по просьбе, сам не инициирует ничего особо, но и не противится. Может сам приготовить себе что-то простое, вроде омлета или мюсли с молоком, бутерброд вот недавно научился маслом намазывать ))
На даче помощи больше - он поливает огородик, носит мне воду в 5 л бутылках (у нас водопровод на участке, в доме рукомойник), гоняет на велике за хлебом-молоком в ближний магазинчик, собирает сено или листья, подметает дорожку, подрезает ветки, пропалывает немножко, ягоды собирает - в общем, много всего ) Все, что на даче делает - все по своей инициативе.

Edited at 2016-03-17 09:43 pm (UTC)
19th-Mar-2016 07:51 pm (UTC)
Ну самообслуживание я не считаю помощью особой) Мои давольно таки рано сами одеваются, моются (включая помыть голову) и зубы чистят, поэтому я не привыкла это воспринимать как то, что делегируют)
Меня знаешь что больше в вашей ситуации хочеться позаимствовать - то, что он сам себя умеет занимать и читает много) Мои готовы слушать только, сами читать не любят(((Но это конечно не по теме.
По теме здорово когда все естественно и то, что не противится. У меня ЕГор перманентно один большой кусок сопротивления! Всегда был и первое что от него слышишь это НЕТ(((
17th-Mar-2016 08:12 pm (UTC)
у нас все начиналось с игрушек. Сын не получал следующую, пока не убирал предыдущую. Постепенно приучился делать это без контроля с моей стороны.
Однако я допускала время от времени "творческий беспорядок" - когда деть увлекался процессом, а процесс растягивался во времени.. Допустим большая раскраска, на целую дверь.. и красок много и кисточек, и все нужны, и сразу, и - на след. день тоже))) Зная по себе, как убивает вдохновение заново сооружение себе творческого места, в таких случаях разрешала все оставить на ночь чтб с утра начать, вернее, продолжить))
Один раз остались дома вместо гостей - сын хотел определенную рубашку, но не мог найти. Я искать отказалась. Никуда не пошли - искали)) Пришло осознание того, что за личные вещи ты отвечаешь сам. Где "повесил костюмчик, серый,в елочку, из Мосторга", там он и висит))) Потом сам стал раскладывать свои вещи после стирки по полкам комода - чтб знать где и что у него есть.
С посудой тоже вроде нет проблем. В семье принято сразу за собой мыть посуду и вытирать стол. Скидка делается тока бабушке, которую уже не переучишь))) но подается под соусом "она же стаааренькая уже, надо помогать". Мужчинам дополнительная доля ответственности за слабого-немощного не помешает))
Сейчас 8лет - время начинать стирать свои носки-белье. Отберу у стиралки - отдам ему. Начну как игру: "А вот рраз - и нет света, все стиральные машины сломались. Вирус такой у них. А завтра - тренировка, надо выйти в чем-то, причем чистом. А у тебя все грязное. Что будем делать?" ))
сорри, как-то много букв получилось. закончу.)
19th-Mar-2016 08:02 pm (UTC)
Ну когда процесс (глобальный проект или сложный пазл или т.п.) это нормально, это понятно)))
и по поводу стирки - мои тоже любят стирать, но это как развлечение. Мне не хочется на это время тратить, без надобности. Хочется прям пользу от детей извлекать)))
17th-Mar-2016 09:07 pm (UTC)
Правильная тема. И труд детям очсень необходим. Ответственность и важность. Дочери 7,5 - есть то,что она делает с напоминанием-поливает цветы, кормит кошку, убирает за собой со стола, есть то, что сама-заправить кровать, повесить форму в шкаф, положить варежки после прогулки сушить, всегда убирает игрушки вечером, собирает по всему дому и уносит их по местам( даже если разбросала не она). Из дел, которые я могу ей делегировать-разобрать кучу высохших носков или трусов, и разнести по местам, развесить белье, вымыть раковину, протереть зеркала. Онеа почсти никогда не отказывается, и даже ей нравится помогать. Средняя дочь (2,5) сама раздевается, одевается, может унести вещи по просьбе, выбросить мусор в ведро(например,памперс за братиком).
19th-Mar-2016 08:06 pm (UTC)
Я вот думаю, меня саму никогда не просили заправлять кровать в детстве, потому что заведомо это надо было исправлять и я от детей этого не требую, потому что не жду от них результата хорошего - это наверное не правильно?Могут ведь они?
И как же здорово что дочка не отказывается помогать и у младших такой образец перед глазами. У меня сын очень сложный характер имеет и можно с ума сойти пока что-то от него добьешься(((
17th-Mar-2016 09:08 pm (UTC)
Нет у моих детей обязанностей и не было никогда.
Аналогично у меня в детстве их не было, домохозявство я постигала, уже выскочив замуж - и очень было занятно, получился такой период прохождения квестов. :)
Вне обязанностей деточка исполняет пункты 1 ( из соображений добычи ништяков из пакетов), 5 и опционально 15 и 16, потому что я этим не заморачиваюсь.
Чайник у нас электрический, посудой, пылесосом и кошачьим горшком исторически занимается папа, в стряпне - я терпеть не могу, чтоб мне мешали, скатертей и растений нет. Полы я деру после окончания очередного своего проехта, стиралку закидываю, когда мне нужно отвлечься от проехта на пять минут, освежить взгляд на.
Деточкам 15 и 30 :))
19th-Mar-2016 08:07 pm (UTC)
Деточки)) Они уже и не пачкают так, как маленькие и не раскидывают уж наверняка ничего?)))Старшая с вами живет еще?))
17th-Mar-2016 09:26 pm (UTC)
Я против идеи с обязятельными обязанностями. Такими, что, если не сделал, то аааа! Хотят дети помогать, здорово. Специально не заставляю, мне кажется, что у них другие задачи.
Игрушки прошу убирать всегда. И раньше делала вместе с ними это. Если что-то не убрали они, просто сама убираю.
Посуду мою два раза в день
После обеда и вечером.
Старшая дочка (7) моет иногда раковину в ванной. Ей это нравится. В магазине может что-то купить.
Младшая помогает печь.
Из личного опыта: мама заставляла делать что-то по дому. Были обязанности. И делать идеально нужно было. В итоге я выросла уборочным маниаком. И это мешало жить. Только с рождением второго ребенка я немного стала отпускать ситуацию.
Мужа вообще ничего не заставляли делать. У него не было постоянных обязанностей. Только собака лет с 12. В 17 он уехал учиться, был одним из немногих парней в общаге, кто готовил супы и поддерживал чистоту в комнате))
Когда я чувствую, что устала от хозяйства, я уменьшаю эту нагрузку на себя. Не перекладываю ее, а просто перестаю многое делать. Обхожусь пельменями, кафешками, бутерами. Запыляю дом. Мне кажется, это не страшно. Страшен мой внутренний дисбаланс.
18th-Mar-2016 05:16 am (UTC)
Я может категорично написала, но мысль моя еще в том, что это приучение к труду домашнему должно быть каким-то таким: ребята, я одна не справляюсь, мне нужна ваша помощь, кто что готов взять на себя. А часто оно такое: так, вы уже выросли, хватит на шее у матери сидеть, давай ты то и то делаешь, не будешь за хомяком убирать- выкину его.
Но я уверена, что вы, Оля, сможете найти золотую середину для себя. И будет очень интересно продолжение почитать.
18th-Mar-2016 03:45 am (UTC)
Какой внушительный список, круто! Нас в детстве тоже гоняли, особенно бабушка по огороду, все научила делать, хотя и жесткими методами, прополку грядок и сбор ягод вспоминаю как страшный сон.
А по дому отличная идея не вырастить нахлебников )
У меня Дава в 1,9 помогает пока только продукты выкладывать из сумки или её саму тащит волоком из прихожей, но это ему как игра пока, я бурно приветствую конечно. Стала ещё учить вытирать тряпочкой после его развлечений с переливанием воды, пока через раз выходит.

А ваши дети ко всему этому списку как относятся, бывают забастовки?
19th-Mar-2016 08:18 pm (UTC)
Ну он при ближайшем и подробном изучении не такой уж внушительный))Для двух то детей! Список я составляла из таких дел, которые они любят выполнять, но делают это не систематически. Сейчас у нас небольшой прогресс (тьфу-тьфу-тьфу) в уборке комнаты, правда стимул нужен (предстоящий приход подруги, подруга ушла и грязно слишком - подумаю звать ли снова гостей и т.п.) . Забастовки естественно бывают! Гоша у нас одна сплошная забастовка по любому поводу! Неважно что это)

А я вот в детстве помню на мне была посуда (в тазике мыла на даче, огород, выпас коз, сбор ягод, натаскать воды и дровами часто занимались (носили в поленницу и складывали их, сено для коровы переворачивать сушить и собирать вечером и много чего еще, что сразу не припомнишь), но сейчас я бы многое отдала чтобы вести подобный образ жизни))) Ну разве что без коровы и коз, но непременно с огородом и сбором ягод! Хотя тогда, я очень страдала))
18th-Mar-2016 07:11 am (UTC)
У нас недельное дежурство у старших.
Один неделю моет посуду, второй убирает в их комнате.
Старшая (11 лет) ходит за покупками, выносит мусор, помогает на кухне, по субботам выпечка на ней. Брата забирает из школы.
Средний (7 лет) - посуда, вещи в шкафу, порядок на полках. Пылесосит.
Младший (2.8 года) смотря на старших по вечерам тоже начал уже собирать игрушки.
Я со старшей дочкой этого не практиковала - думала, что детство только для удовольствий, творчества... И сделала ошибку, к-ю сейчас исправляю со скрипом. Проще с детства этому научиться (без крайностей), чем во взрослом возрасте создавать проблемы и себе и окружающим.
Меня не заставляли в детстве, говорили, что я плохо делаю все, лучше они сами. И я жалею о том, что многие уроки, к-е в детстве усвоить легче, прошли мимо меня. А потом я себя сама учила элементарным навыкам.
Это ошибка родителей - уберечь дитятко родное от рутины. Праздник все равно когда-то закончится, но ребенок может оказаться не готовым к реальности.
Ну, и пресловутый стакан воды ))) Если дети не привыкли делать что-то для родителей в маленьком возрасте, они растут с мыслью, что родителям (особенно жертвенной маме) ничего не нужно. Это касается и трат на себя. Ведь многие родители отказывают себе во всем, чтоб купить новенький гаджет или та любую ерунду. Дети должны видеть, что родители:
1. Любят друг друга
2. Любят себя
3. Любят детей
Длинный комент, не претендую на единоистинное мнение. Это мое понимание.
20th-Mar-2016 07:27 am (UTC)
Вооот, я полностью согласна что эту сторону жизни мы упускаем. В начале, когда у детей вроде бы есть стремление мы умиляемся, воспринимаем как милую игру, а надо бы серьезней к этому относиться и поощрять такую "игру"!
И про траты - очень в точку! Твое понимание мне близко)))
18th-Mar-2016 10:24 am (UTC)
Мы пока без обязанностей, сын делает добрые дела (помогает по хозяйству) - если провинился и надо загладить вину, и если что-то хочет получить. Прошу убирать посуду за собой, вытирать стол. Цветы поливает. Сумки с сестренкой разбирают, больше как игра. Сыну почти 7, дочке 1,4.
20th-Mar-2016 07:29 am (UTC)
Я бы поощряла, чтобы не как игра в итоге было, а как обязанность, но не такая, от которой тошно, а просто как обязанность, которую нельзя не выполнить.
18th-Mar-2016 11:20 am (UTC)
У нас Лиза сама убирает свои вещи и игрушки в шкаф - ну уж как получится. Чистит клетку хомяка (с моей помощью). Моет посуду - по желанию. Недавно сама стала вытирать пыль и пылесосить. Любит мыть пол, но я как-то к этому плохо отношусь, потому что она полведра на пол выливает, а отжимать тряпку у нее не получается.
Обязательно из этого списка дел игрушки и одежда, иначе мы не сможем разложить спальные места. Остальное по желанию.
Еще она любит печь со мной - прямо каждый выходные просит что-то испечь и всегда помогает.
20th-Mar-2016 07:34 am (UTC)
Я тоже не люблю когда они пол моют))В младенчестве Тася пару раз залезала в ведро с грязной водой, когда я заходила за угол))) Это конечно забавно, но потом приходилось еще младенца в ванную засовывать! А Гоша вечно нальет озеро воды и за ним потом вовек все насухо не вытереть. Пусть лучше сухими делами промышляют)
Выпечка у нас из разряда развлечений, что ли.
А у вас хороший список, внушительный!
18th-Mar-2016 01:28 pm (UTC)
Начала читать, и сразу подумала, что у моих детей, кажется, нет никаких обязанностей по хозяйству. Но если повспоминать, как в жизни происходит, то часто они помогают сами, по своему желанию. Разгрузить продукты, принесённые из магазина, разобрать посудомоечную машину, доставать вещи из стиралтной и подавать мне ( у нас развешивается под потолком, тут только взрослый справится) - всё это для них развлечение. Делают не всегда. Во время уборки с энтузиазмом намывают двери, комоды и вообще все поверхности - тут их папа приучил (мне после их потом приходится от разводов отмывать...) Во время готовки помогают мало, но тут виновата я - прихожу в ужасное раздражение, когда мне мешают. Но позволяю вертеть тесто миксером, а Анника обожает мыть овощи.
Самым мощным толчком к детской самостоятельности послужила третья беременность - папа делегировал многие вещи детям, чтобы не дёргать лишний раз маму:) например, во время обеда никто больше не просит у меня то другую ложку, то чашку - сами встают и достают, что нужно. Если Анника скандалит, что ей нужна другая чашка, а чашка эта грязная, то Анника может сама взять губку, помыть чашку, вытереть её и пользоваться на здоровье. Если Игорь скандалит, что не будет есть ту кашу, которую я на всех сварила, то он может сварить себе свои гречневые хлопья сам (под присмотром взрослого, но сам). Сами отрезают хлеб, наливают себе воду. В выходные могут сами достать из машины тарелки, из холодильника гречу и молоко, и сами позавтракают. Ещё научились одежду снятую сразу в стирку нести. Мне кажется всё это получилось просто в результате регулярных просьб и напоминаний.
А вот складывать в шкаф одежду и игрушки убирать - не умеют. Уборка игрушек каждый раз какой-то психологический кошмар. Ну а двери с комодами помыть до сих пор любимое занятие. Теперь, чтобы не оставалось разводов, даю им для этого детские влажные салфетки...
Теперь Анника говорит, что когда родится малыш, она будет сама его переодевать, чтобы я в это время отдохнула:)
20th-Mar-2016 07:37 am (UTC)
Когда тебе рожать?)))Там мальчик или девочка сидит?
И у вас отличные результаты, я считаю) И повод из-за которого все вышло тоже отличный))))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Nov 20th 2018, 12:26 am GMT.